Диплодок говорит, что это очень интересный и важный альбом
Путешествие в глубины души
Взгляд на смелый новый альбом Земфиры
Это случилось! Спустя 8 лет Земфира выпустила полноценный альбом, в который вошли 12 новых песен. Все произошло максимально неожиданно. В начале февраля Рената Литвинова активно ворвалась в медиапространство с целью продвинуть свой новый фильм “Северный ветер”. Попутно она рассказала, что уже слушала новый альбом Земфиры, и назвала его лучшим в дискографии.
Я обрадовался, подумал, что где-то осенью случится релиз. Но тут, бам-с, появляется сингл “остин”. Да еще и в достаточно провокационном для всех хейтеров стиле. Мало того, что песня неформатная, так еще и клип посвящен герою не самой популярной мобильной игры. А через неделю безо всяких анонсов вышел “бордерлайн”.
Обложка и название сразу говорят о том, что путешествие будет несладким, но интересным. Бордерлайн – это англоязычное название пограничного расстройства личности (borderline personality disorder), которое характеризуется импульсивностью, низким самоконтролем, эмоциональной неустойчивостью, высокой тревожностью и сильным уровнем десоциализации. Кажется, это описание кого-то напоминает, да?
Перед нами альбом человека, который, похоже, до конца своих дней обречен на депрессию. С годами Земфира все реже и реже дает интервью, зато песни становятся откровеннее. И мне нравится этот подход. У Земфиры нет иллюзорных лирических героев, это музыка о ней и ее чувствах. Достаточно внимательно послушать альбом, чтобы представить себе, что с ней происходило эти восемь лет.
Картина настолько объемна, что это уже почти кино. Земфира окончательно ушла на дорогу, где песни это не просто интересное времяпрепровождение, а искусство, которое требует полного погружения и работы души и головного мозга. На альбоме изысканная работа с саундом в широком смысле слова. Музыкальные инструменты и компьютерные биты дополняют аккуратно расставленные звуки: тут шум моря, а вот здесь звук столкнувшихся фужеров. И все бьет в точку. Сама Земфира в комментарии к альбому рассказывает, как ко многим песням она месяцами искала нужный вариант баса или ударных, давала сыграть партии нескольким людям с разных континентов.
Есть много пересечений с прошлыми песнями. Например “таблетки” напоминают “Небомореоблака” своим хардовым звучанием и отношением к устройству современного мира. Есть части, которые пересекаются с Radiohead (привет всем, кто из-за этого Земфиру не слушает), отсылки к группе “Кино”, воздушные поцелуи для Пола Маккартни и так далее. Не очень понимаю, когда люди ставят это в минус. Это не плохо, не хорошо, а просто нормально для эпохи постмодерна. Земфира в ней живет и активно пользуется ее приемами.
“Бордерлайн” вышел разнообразным и даже более экспериментальным, чем прошлый альбом “Жить в твоей голове”. Это развитие и эволюция Земфиры 2010-х. Тут нашлось место и тяжелым риффам, и фортепианным балладам, электронике, песням, где вокал уступает место начитыванию текста. Это крутая работа, но не для массовой аудитории. С трудом представляю какую-то из этих песен в хит-парадах или широкой ротации на радио.
Но несколько песен я все же хочу выделить.
пальто
Земфира редко ловит вдохновение на другой стороне силы. Сама она признается, что так редко пишет светлые песни, что они ее всегда полностью обезоруживают. На мой взгляд, в “пальто” есть какая-то тайная связь с песней “Интересно”. Будто спустя много лет все же произошла встреча с тем человеком.
камон
А это, наверное, самая яркая иллюстрация того, как Земфира работает со звуком на “бордерлайне”. Теплые звуки американской серф-гитары, идеально вплетенные звуки океана, выразительный вокал. Сама песня, может быть, и не шедевр, но такой вдумчивый подход поднимает ее на несколько уровней вверх.
остин и мама
Уверен, что эти песни намеренно поставлены в треклисте друг за другом. Это сеанс психотерапии. В них сложно оценить отдельно музыку или текст, здесь играет роль все, даже интонация голоса. Лучший способ понять как себя чувствует Земфира в последние годы. Она берет вас за руку и без лишних слов ведет по закоулкам своей души. Но осторожно, на этом пути можно пораниться.
жди меня
Если бы “бордерлайн” состоял только из “жди меня”, которая повторяется 12 раз, все равно 8 лет ожидания были бы не напрасны. Песня родилась буквально за несколько часов. В 1:00 Земфира написала текст и музыку, в 7:00 спела вокал, а днем были добавлены партии клавиш и скрипки. Именно тот спонтанный вариант записи оказался лучшим. Пример песни, в которой чувства пробивают стены, расстояния и оказываются сильнее и важнее техники.
снег идет
“День ушел, мысли остались, всему свое время”, – поет Земфира в последней песне “бордерлайна”. Вот и я желаю вам, чтобы альбом закончился, а мысли остались.