Диплодок уважает этот альбом
Никто не сможет помешать солнцу взойти
Рецензия на альбом "Знак Огня" Бориса Гребенщикова
Альбом “Знак огня” завершает трилогию, в которую вошли “Соль” и “Время N”. Поэтому и оценивать альбом я буду как финальную часть большой, шестилетней работы. “Соль” – один из лучших русскоязычных альбомов всех времен, “Время N” – просто неплохая запись, а что же у нас со “Знаком огня”?
Первое, что бросается в глаза – это настроение альбома. Здесь уже нет грусти, разрывающей душу. Основной посыл музыки и текста: “Да, происходящее вокруг отвратительно, но дух адекватных и умных людей все равно не сломить”. Тут находится место и колкой правде, и гневу, и вдохновляющим текстам, и просто спокойствию.
Есть правило, что в хорошем фильме режиссер ни один кадр не ставит просто так. Если вы увидели, услышали что-то необычное, значит так нужно. На “Знаке огня” сразу бросаются в глаза первая и последняя песни: “Альфа” и “Ода”. Это короткие инструментальные композиции, которые, как мне кажется, передают настроение Гребенщикова, на данный момент.
Между “Альфой” и “Одой” вы найдете 11 песен, четыре из которых были “слиты” в интернет на протяжении последних лет. Так что нового материала на “Знаке огня” немного. Но если вы давно не слушали “Аквариум”, не ходили на концерты, то вас ждет два больших сюрприза. “Вон Вавилон” и “Баста Раста” настолько нетипичны для Гребенщикова, что убери оттуда его голос, я уверен, что никто бы никогда не догадался кто автор. Сложно провести с кем-то аналогию, первым в голову идет Noize MC.
“Вон Вавилон” была опубликована в канун 1 января 2020-го года. И тут можно только поаплодировать Борису Гребенщикову. И за саму песню, и за то, что он не стал ее придерживать для альбома, а выпустил сразу. Тогда еще не было речи ни о каких референдумах и конституциях, так что символизм премьеры песни в Новый Год теперь просто зашкаливает. Забавно, что моя (на тот момент двухлетняя) дочь на эту песню просто залипла. Первого января мы посмотри клип раза три под комментарий “давай включим музыканта”.
“Баста Раста” – возможно вообще самая жесткая песня в карьере Гребенщикова. Я так сходу не смог вспомнить еще текст, где он бы так едко и сурово рассказывал о своих наблюдениях за Россией. Клип вышел соответствующим. Еще более мощно “Баста Раста” звучит на концертах, жаль что 2020-й год на них поставил жирный крест. Комментарии под видео красноречивы:
Если бы на этом альбом закончился, то можно было бы ставить 5 баллов и отправляться громить здание местной администрации. Но для альбома нужно побольше, чем две песни, поэтому идем дальше.
А дальше нас уже ждет “Аквариум” в чистом виде. Добро пожаловать, располагайтесь поудобнее, закройте свои глаза и подумайте о смысле жизни.
Но! По пути давайте совершим несколько остановок. Первая – это “Изумрудная песня”. Врубайте и погнали танцевать.
Я отказываюсь быть камнем в вашей стене!
Отказываюсь быть трупом в вашей войне!
Отказываюсь маршировать в одном строю!
Идите на х…, а я еще спою!
Вторая остановка – “Не судьба”. Это единственная песня с “Времени N” и “Знака Огня”, которую можно переместить на “Соль”. Поверьте, это лучший комплимент, который можно сделать песне. Великая композиция, она войдет в фонд золотого наследия “Аквариума”.
А мир говорит:
Как ты можешь быть Так спокоен?
Надвигается шторм,
Который разорвет Саму суть бытия.
А я говорю: Мир, ты не понял,
Да, надвигается шторм,
Шторм – это я.
Напоследок обратим внимание на “Поутру в поле”. И тут тоже есть клип, который передаст настроение и эмоции лучше меня. Если вы любите солнечную погоду Санкт-Петербурга также как люблю такие моменты я, то вам понравится:
Итак, что мы имеем на выходе. Это финальный альбом трилогии. Он, скорее уступает по наполнению “Соли” и “Времени N”. Но если мы в финальной оценке учтем влияние предыдущих песен, то поставить что-то ниже четверки будет сложно. Это как в спортивной команде, если средний игрок действует рядом с гением и просто хорошим игроком, то сыграет на близком к ним уровне.
Короче, рок-н-ролл может и мертв, но БГ по-прежнему жив. Ура! Ждем новых концертов и новых песен.