Мы шли к тому, кто светлей всех на свете, а он - темный как ночь!

Соль продолжается

Рецензия на альбом Бориса Гребенщикова "Время N"

Борис Гребенщиков для меня является аналогом Пола Маккартни. Речь о стабильном качестве альбомов. На любом его диске я отыщу отличные песни. И все это при колоссальной работоспособности. Вдумайтесь только, человек за 64 года жизни выпустил более 30 альбомов. Есть альбомы, которые можно слушать за чашкой чая. Есть такие, под которые прекрасно дремать днем в воскресенье. А есть такие, что заставляют серьезно подумать.

Расскажу одну историю. В 2014-м году «Аквариум» приехал в Самару с традиционным весенним концертом. Но первые полчаса были далеко не теплыми, весенними. Гребенщиков не разговаривал между песнями, играл новый материал и был напряжен. Он даже пнул ящик, на который изредка присаживался. Кто-то вообще себе может такое представить? Новые песни закончились, и БГ тут же вернулся в спокойное состояние с неизменными фразами «Спасибо, любимые».

Те яростные песни легли в основу альбома «Соль». На мой взгляд, лучшей записи Бориса Гребенщикова. Каждая песня на нем – шедевр. Точно так же, как и на пластинке «Русский альбом», которую Гребенщиков выпустил в 1992-м году. В общем, когда на Родине творится что-то непонятное, БГ записывает особенные вещи.

Так вот, «Время N» – прямой наследник «Соли». И по настроениям, и по расстановке песен. Он идет от ярости и протеста по дороге к умиротворению, размышлениям о смысле жизни. Альбом «Время N» не войдет в золотой фонд музыки. Но советую не проходить мимо него. Ну кто еще для вас смешает русскую народную музыку и японские мотивы? А кто на полном серьезе назовет песню «Крестовый поход птиц»?  

Краткая справка: Альбом «Время N» записывался в Лондоне, Санкт-Петербурге и Лос-Анджелесе. В работе принимали участие: Брайан Ино, Ричард Томпсон, саксофонист Мел Коллинз и барабанщик Джереми Стейси (участники King Crimson), симфонический оркестр из Киева, болгарский хор, музыканты из Туниса и Израиля. Продюсером записи выступили Стив Джонс и сам Гребенщиков.

У «Времени N» есть одно скрытое преимущество. Этот альбом проще своего предшественника. Слушать «Соль» – это, скорее, не отдых, а работа души. «Время N» же вполне можно включить в машине по дороге домой (хотя безудержного веселья не ждите).

На протяжении 40 минут Борис Гребенщиков:

  • Утверждает, что ничего не изменить и пора хорошенько выпить ;
  • Говорит, что порой светлые идеалы, в которые ты веришь, оказываются темными как ночь;
  • Задается классическим русским вопросом: «Что же все так хреново?»
  • Устраивает пляски на границе с миром мертвых;
  • Прикуривает от пустоты, набирается сил и отправляется в новое путешествие.

Музыкальный набор, как обычно, разнообразный. Начинается альбом с заглавной песни «Время N», в которой прослеживаются бардовские корни. Следом идет рок-марш «Темный как ночь» после которого БГ переходит к фолк-секции. В «Сякухачи» используются русские народные мотивы, в песне «На ржавом ветру» – кельтские. Ближе к концу альбома вы найдете «Соль» с медитативным индийско-буддийским звуком. Конечно же, нашлось место для нескольких классических баллад. В качестве сюрприза выступают «Ножи Бодхисаттвы» с современным электронным звучанием. При этом электронная аранжировка не является самоцелью, не тянет оделяло на себя, а просто дополняет картинку композиции.

Финал альбома похож на последние сцены фильма, где главные герои отправляются в закат навстречу следующим приключениям. Какими они будут? Я думаю, что Гребенщиков теперь отойдет от мрачной тематики, следующие альбомы уже выйдут под маркой «Аквариума». Слишком уж легкой получилась последняя песня.

Однозначно, «Время N» понравится всем, кто сохранил любовь к песням Гребенщикова к 2018-му году. Если Вы будете слушать БГ впервые, то лучше обратитесь к альбому «Лошадь Белая», это будет приятнее и проще.

P.S. Любители поиска скрытых смыслов найдут здесь работу на долгие месяцы. Достаточно обложки, на которой в очках БГ отражается огонь. Интересно, что горит таким ярким пламенем?

Диплодок будет рад донатикам!